Анатолий Николаевич Александров



александров.jpg

Анатолий Николаевич Александров

(1888-1982)

Анатолий Николаевич Александров (1888-1982) - советский российский композитор, дирижер, пианист и музыкальный педагог; доктор искусствоведения.

Анатолий Николаевич Александров принадлежит к числу тех выдающихся музыкантов, которые своим творчеством обогатили искусство, оставив в нем глубокий след. Современник Танеева и Скрябина, Метнера и Рахманинова, Мясковского и Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, он прожил долгую жизнь, и всю ее отдал музыке, служа ей искрение, честно, с поистине рыцарским преклонением. «Ни единого дня без музыки» — был его девиз.

С именем А.Н.Александрова неразрывно связано становление и развитие советской музыкальной культуры. Начав творческую деятельность в 1907 году, он сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции принял Советскую власть и активно включился в создание музыки новой эры. В некоторых областях творчества его можно считать первопроходцем: перу композитора принадлежит первая советская фортепианная соната (Вторая соната, 1918), музыка к первому спектаклю Детского театра марионеток, основанному впервые в мире по инициативе Н. Сац («Давид и Голиаф» М. Королькова, 1918), музыка к художественному фильму о. Ленине («Ленин в Октябре» М, Ромма, 1937).

Творческая деятельность Александрова поражает своим временным размахом (свыше 70 лет) и высокой продуктивностью (более 100 опусов). Наследие Александрова исключительно широко и разнообразно в жанровом отношении. В нем представлены пять опер: «Тень Филлиды» (либретто Кузмина, не окончена), «Два мира» (по А. Майкову), «Бэла» (по М.Ю.Лермонтову), «Дикая Бара», «Левша» (по Н.Лескову), две симфонии, симфоническая повесть «Память сердца» по К.Паустовскому, одиннадцать симфонических сюит, концерт для фортепиано с оркестром, четырнадцать фортепианных сонат и одна виолончельная, четыре струнных квартета, множество пьес и романсов, а также музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, радиопередачам, редакции ряда сочинений, принадлежащих другим авторам (в частности, С. Танееву, Ю. Слонову), детские фортепианные пьесы и песни. Почти все произведения композитора исполнялись в нашей стране, а отдельные прозвучали за рубежом (Вторая и Шестая сонаты, «Из „Александрийских песен" М. Кузмина», «Классическая сюита» и другие). Музыка Александрова удивительно искренна, тонка. Для нее в высшей мере показательны благородство, возвышенность эмоций и безупречность вкуса. В сочинениях композитора сказались большая вера в жизнь, в светлые нравственные идеалы и любовь к своему народу.

Стилистически творчество Александрова представляет собой сложное и многогранное целое. В нем композитор преломил элементы добаховского искусства (народного, лютневого), классики XVIII века, романтизма предшествующего столетия, а также отдельные тенденции современных течений, в частности, поэтического символизма, импрессионизма и неоклассицизма.

Тесная связь с традициями определила глубоко национальный характер произведений Александрова. Все они проникнуты русским колоритом, ощутимым в общей направленности творчества.

Вместе с тем творчеству Александрова чужда национальная замкнутость: он обрабатывает фольклор самых различных национальностей (русский, украинский, башкирский, литовский, мордовский, коми, чувашский, казахский, чешский, немецкий, польский, американский, французский, итальянский, негритянский, корейский и т. д.), пишет романсы на стихи инонациональных, зарубежных поэтов и воплощает в музыке образы, темы и сюжеты, созданные европейскими писателями.

Одну из особенностей музыки Александрова составляет высокая поэтичность. О чем бы композитор ни повествовал: о любви, жизни и смерти, о природе, героическом подвиге, о борьбе человеческих страстей — все овеяно вдохновенной, мягко чарующей поэзией. Поэтическим мироощущением проникнуты не только произведения, написанные на стихотворные тексты (песни, романсы, стихотворения), но и инструментальные сочинения.

Самобытность творчества Александрова заключена не только в образном строе сочинений, но и в особенностях их музыкального языка, в котором одно из видных мест принадлежит мелодическому началу.

Музыка Александрова обильно насыщена полифонией: подголосками, скрытыми голосами, на что повлияла общая тенденция музыки XX века к возрождению полифонического стиля, только эта тенденция претворяется им по-своему, ближе к Мясковскому, Шостаковичу, чем к Стравинскому, Бартоку, Хиндемиту.

В области формы Александров также тесно связан с традицией, развиваемой и обогащаемой им, как и в области музыкального языка. На протяжении всего творческого пути он сохранил приверженность к сонатно-симфоническим циклам, одночастным поэмным сочинениям, разного типа рондо, вариациям, романтическим сюитам, одночастным и трехчастным конструкциям. Стройность формы свойственна у него и музыке для театра и кино, допускающей максимум импровизационности. Однако классические схемы претворяются композитором по-новому, с творческим подходом. Не случайно Н. Жиляев еще в 1923 году подчеркивал, что сонатной формой «Александров уже и сейчас владеет с большим совершенством, являющимся, быть может, самой сильной стороной его прекрасного таланта».

Необычны в творчестве Александрова и свободные формы. Чаще всего они встречаются в вокальной музыке, где продиктованы строением стиха и задачей последовательно раскрыть его содержание. В этих формах, как правило, композитор избегает повторения мотивов, развивая музыкальную мысль в соответствии с выразительным интонированием поэтического текста стихотворений.

Индивидуально и фортепианное письмо Александрова. Как композитор-пианист он особенно чутко ощущает его специфику, а также колористическое богатство и виртуозные возможности инструмента. В противовес тенденции к ударной трактовке фортепиано, распространенной в музыке XX века, Александров тяготеет к мягкости, красочности, свойственным русскому пианизму. Его фортепианная фактура, неизменно пластичная и гибкая, насыщенна кружевными фигурациями, зачастую необычного рисунка, тонкой вязью поющих голосов.

Самобытно у Александрова и оркестровое письмо, характерными признаками которого являются строгость голосоведения, полифоническая рассредоточенность тематизма по голосам оркестра с соблюдением равновесия всех групп, сочетание прозрачной инструментовки с более пышным изложением.

И еще одна особенность Александрова — строгая требовательность к себе, обусловленная «точностью вдохновения». Он не терпит случайных сочетаний, надуманных мелодических оборотов, неестественных гармонических последований. «Ему свойствен тот высокий склад творческого мышления, — пишет о композиторе С. Фейнберг, — при котором каждая несовершенная деталь, каждый неоправданный звук ощущаются как проступок, омрачающий ясность жизненных представлений, как отягощающая совесть забота».

Александров прошел через экспериментаторские опыты, создал собственный музыкальный стиль, обогатив и обновив лучшие традиции классики.

Вклад Александрова в советское музыкальное искусство определяется не только его творчеством. В течение многих десятилетий он преподавал в Московской консерватории, был одним из ведущих профессоров, воспитавшим несколько поколений высокопрофессиональных композиторов. Педагогической работе сопутствовали эпизодические выступления на эстраде, где Александров-композитор, превосходно владевший фортепиано, исполнял только собственную музыку (фортепианные пьесы, сонаты и аккомпанементы к романсам). Некоторое представление о его пианизме поздних лет можно составить по пластинке, записанной в 1970 году (в возрасте 82-х лет!), и по двум телевизионным фильмам: Композитор, профессор, пианист был к тому же еще и публицистом — чутким, вдумчивым критиком, своеобразным исследователем, одаренным музыкальным писателем. Им написаны интереснейшие воспоминания о Танееве, Скрябине, Станчинском, Метнере, Рахманинове, Шебалине, концертные, нотографические рецензии, ряд статей о собственной музыке и многое другое. Все эти виды деятельности сочетались с общественной работой в музыкально-художественных группах, складывавшихся в 20-е годы, и Союзе советских композиторов.

Дополнительные сведения

Жизненный и творческий путь

читать полностью >>