Теоретический отдел

Руководитель отдела
Авдеева Мария Алексеевна (хор, сольфеджио)
Преподаватели:


Наша история

"Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать", – размышления Д.Д.Шостаковича могут стать эпиграфом к истории теоретического отдела нашей школы.

Традиции преподавания теоретических предметов в отечественной системе музыкального образования сложились в 30-е годы ХХ века при участии профессоров Московской консерватории В.Фермана (музыкальная литература), А.Агажанова, Б.Алексеева, Д.Блюма, Е.Давыдовой, Т.Мюллера, A.Островского, И.Способина. Значимость изучения подчеркивали выдающиеся музыканты-педагоги. Так, Г.Г.Нейгауз пишет: "Прежде чем начать учиться на каком-либо инструменте, обучающийся, будь то ребенок, отрок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом".

Создание теоретического отдела нашей школы связано с именами замечательных педагогов, много лет посвятивших педагогике, любивших свой предмет и своих учащихся – Марии Романовны Левиной, Светланы Ипполитовны Головановой и Розы Давыдовны Ромм.

Мария Романовна проработала более 55 лет педагогом по сольфеджио и музыкальной литературе, была заведующей теоретическим отделом. Когда нашей школе было присвоено имя А.Н.Александрова, она стала одним из создателей музея, в котором собраны фотографии, книги, альбомы, рассказывающие о жизни и творческой деятельности композитора. В воспоминаниях учеников, влюбленных в ее предмет, многие из которых выбрали теорию и историю музыки своей профессией, Мария Романовна осталась как: "Человек удивительной энергии, интеллигентности, преданности своему делу. Самые яркие и прочные знания в области истории музыки я вынесла именно с её уроков. Уроки музлитературы в исполнении Марии Романовны помнятся до сих пор... Всех учеников своих она очень любила, отслеживала их судьбы, всегда откликалась на любую проблему и старалась помочь".

Светлана Ипполитовна Голованова более 50 лет была преподавателем сольфеджио и общего фортепиано. Творческий поиск и увлеченность предметом воплотились в создание авторских пособий. Светлана Ипполитовна придумала свои "объяснялки" - таблицы по теории музыки и сольфеджио в помощь учащимся по каждому году обучения, на двух листах собрав и понятно объяснив изучаемый в различные периоды материал. Интересные сборники по фортепиано, составленные Светланой Ипполитовной, изданы в репертуарной серии для музыкальных школ.

Яркая страница в истории теоретического отдела связана с именем Розы Давыдовны Ромм. Роза Давыдовна, заслуженный деятель искусств, композитор, выпускница Московской консерватории по классу композиции В.Я.Шебалина, автор значительного числа произведений в самых разных жанрах, в 60-е годы работала в нашей школе, с радостью делясь своим опытом и знаниями с молодыми педагогами, чутко направляя и подсказывая. Создала пособия для детских музыкальных школ "Музыкальная грамота в форме заданий и вопросов к нотным примерам" (1966), "Изучение тональностей в детских музыкальных школах" (1970). Ряд её произведений предназначен для исполнения детьми, как, например, "Сюита игр для хора, фортепиано и ударных" (1970).

Несколько лет работали на теоретическом отделе Бурунова Елена Михайловна, Фукс Зоя Михайловна, Мясоедова Татьяна Николаевна.

Важная веха в истории теоретического отдела и в истории нашей школы связана с деятельностью Владимира Михайловича Блока – ученика А.Н.Александрова, преподавателя школы по классу композиции, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Благодаря Владимиру Михайловичу наша школа приобрела имя А.Н.Александрова.

Уроки сочинения под чутким руководством Владимира Михайловича, очень доброго и общительного, помогли начинающим музыкантам почувствовать волшебство музыкальных звуков через создание собственных образов, обогатить их внутренний мир.

Владимир Михайлович очень любил детей, понимал и уважал их. Давно известно, что создание хорошей музыки для подрастающего поколения требует особого таланта. В.М.Блок несомненно обладал им в полной мере – его детские произведения пронизаны мягким и добрым юмором, они написаны искренне и тепло. Юным артистам эта музыка близка и понятна, они исполняют её с неизменным удовольствием.

Многие ученики теоретического отдела стали профессиональными музыкантами. Так в родную школу после окончания Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского возвращается Наталья Викторовна Бойцова (общий период работы в школе с 1994 г. по 2016 г.), преподает в Гнесинском музыкальном училище, занимается научной деятельностью, разрабатывает курс предмета "Музыкальное содержание" в соавторстве с профессором В.Н. Холоповой, Е.М.Акишиной. Великолепное владение фортепиано, колоссальная эрудиция, яркая эмоциональность и влюбленность в предмет музыкальной литературы – все это делало занятия Натальи Викторовны удивительно живыми и интересными.

Более 50 лет работает на теоретическом отделе Вера Владимировна Самохвалова. Вера Владимировна родилась в семье музыкантов. Папа – Попонов Владимир Борисович много лет проработал концертмейстером в оркестре Н.П.Осипова, автор пособия по игре на домре. Дочь закончила Центральную музыкальную школу по классу фортепиано. Так сложилось, что дальнейшее образование Вера Владимировна продолжила в стенах Московской консерватории уже на дирижерско-хоровом отделении. Именно тогда и начались первые педагогические поиски в области детского музыкального образования. Многолетние занятия с хором, многообразный репертуар и интересную концертную деятельность творчески совмещала с преподаванием сольфеджио и дошкольникам, и выпускникам. Уроки Веры Владимировны неизменно сопровождаются яркими и вдохновенными фортепианными иллюстрациями, помогающими ученикам увидеть и почувствовать связь предмета с миром музыкальной культуры. Среди выпускников, ставших профессиональными музыкантами, Вера Владимировна с особой любовью называет Ольгу Ординарцеву, недавнюю ученицу нашей школы, а теперь уже выпускницу Московской консерватории, преподавателя теоретических дисциплин, яркого музыкального журналиста, ведущего рубрику в газете "Российский музыкант".

Любимый предмет, в котором каждый ребенок может раскрыть свой музыкальный и эмоциональный мир – это хор старших классов, которым руководит Лариса Ивановна Ильина, заведующая теоретическим отделом, заслуженный работник Российской Федерации. Лариса Ивановна много лет была профессором Московского государственного музыкально-педагогического института имени М.М.Ипполитова-Иванова, руководителем кафедры дирижерско-хорового факультета, участвовала в разработке методик детского музыкального воспитания. Но непосредственная творческая работа с хором была всегда ее любимым делом. Лариса Ивановна своей любовью к хоровому искусству вдохновляет учащихся школы на музыкальное самовыражение, дарит радость совместного творчества, открывает глубины музыкального исполнительства в составе вокально-хорового ансамбля. Дети выступают в концертах школы, в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных.

Привезенцева Елена Валерьевна, наш хормейстер – была студенткой Ларисы Ивановны Ильиной в МГПИ им.М.М.Ипполитова-Иванова. Именно по её рекомендации Елена Валерьевна, еще будучи старшекурсницей, пришла работать в нашу музыкальную школу. Лариса Ивановна чутко помогала совершенствоваться молодому специалисту в искусстве работы с хором.

Волшебница, знакомящая самых маленьких учеников нашей школой с миром музыки, Людмила Митрофановна Маргасюк ведёт авторский курс дошкольных занятий "Шаг за шагом". Базовые предметы ритмика, хор и сольфеджио постигаются через волшебство сказки, стихи, музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах и инсценировки-импровизации. Каждый урок – новое увлекательное путешествие, которое продолжается и в школьных группах по сольфеджио.

Людмила Митрофановна – выпускница Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, преподаватель теоретического отделения Академического музыкального училища при МГК им.П.И.Чайковского.

Добрый наставник и учитель младшего хора Наталья Валентиновна Тарарацкая, выпускница Государственного музыкально-педагогического института имени М.М.Ипполитова-Иванова, параллельно с педагогической деятельностью занимается и научным музыковедением. Недавно успешно прошла защита её кандидатской диссертации, посвященной изучению колокольных традиций. Дети в составе хора и вокального ансамбля выступают в концертном зале Администрации Президента Российской Федерации, Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры "Центральный музей Великой Отечественной войны" на Поклонной горе, Музее-панораме "Бородинская битва", в детских школах искусств. Призвание хормейстера Наталья Валентиновна сочетает с преподаванием сольфеджио, помогая полюбить ребятам этот сложный, но такой важный предмет. На занятиях по сольфеджио внедряются современные педагогические технологии, используется интерактивная электронная доска.

После Н.В.Бойцовой предметы музыкальная литература и слушание музыки преподает Попова Татьяна Леонидовна, выпускница Российской Академии музыки имени Гнесиных. Ее занятия насыщены проектной деятельностью учащихся, используется игровой метод обучения с применением мультимедийных технологий (демонстрацией аудио- и видеоматериалов).

Выпускники нашей школы, избравшие историю и теорию музыки своей специальностью, закончили Московскую консерваторию: Софья Максимова является проректором по учебной и организационно-методической работе Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма; Тирдатова Марина – старший преподаватель по истории музыки и фортепиано в Государственном Институте кинематографии; Викторова Наталья – комментатор отдела Культуры радиовещания на зарубежные страны ("Голос России"); Людмила Богуславская – зам. директора Государственного Российского Дома народного творчества; Екатерина Денисова – преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы в Париже, композиторы Виктор Семенов и Константин Уманский.

Созвучны преподавателям теоретического отдела слова философа Платона о том, что цель музыкального воспитания – "делать человека прекрасным и хорошим... В этом главнейшее воспитательное значение мусического искусства: оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее её затрагивает, ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека".


Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы

Предметная область "Теория и история музыки" - дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы по учебным предметам
Сольфеджио
Музыкальная литература
Слушание музыки
Хоровой класс
Элементарная теория музыки
Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы

Аннотации к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам для учащихся 2 - 3 классов

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ
в области искусств для учащихся 2, 3 классов

Аннотации к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам для учащихся 4 - 7 классов

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств
для учащихся 4 – 7 классов

Предметная область "Теория и история музыки" - дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы по учебным предметам
Сольфеджио
Музыкальная литература
Хоровой класс
Вокально-хоровой ансамбль (срок реализации 3 (4) года);
для учащихся 4 - 5 (4 - 7) классов


Домашние задания

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО (группы преп. Авдеевой М.А.)

С 27 по 30 апреля (включительно) в рамках дистанционного обучения все учащиеся школы должны выполнить итоговые тесты по сольфеджио:

2 классы - https://forms.gle/5k18DPkbwJZ4Vd8W6
3 классы - https://forms.gle/koSMFNhkqAcAMxCh8
4 классы - https://forms.gle/62wwcdTsPSzAGs1j6 
5 классы - https://forms.gle/e8i8UJ6YHhUuo7739 
6 классы - https://forms.gle/xr8sM3tetb89yH3u9 

Учащиеся предпрофессиональных и углублённых образовательных программ в дополнение к тесту должны записать музыкальный диктант и прислать видео пения и дирижирования одноголосного номера из учебника «Сольфеджио. Одноголосие» Калмыкова, Фридкина.

Аудиозапись диктанта и рекомендации по исполнению номера хранятся в чате классов в WhatsApp.

Выполненный диктант и запись пения следует присылать на личный номер преподавателя в WhatsApp, указывая в сообщении ФИО ученика и класс.

Теоретические дисциплины 5.04.2020 - 12.04.2020
7 советов начинающим певцам:
  1. В наше время каждый может заниматься музыкой дома, не покидая стен своей комнаты. Все, что нужно — это лишь наличие компьютера, планшета или телефона с выходом в интернет.
  2. Прочитай с листа мелодию, разбери "по кусочкам", играй по нотам в умеренном темпе свою хоровую партию. Помни об охране здоровья твоего голоса, береги себя.
  3. Формы обучения индивидуально или в группе в соответствии с расписанием согласованным с преподавателем по разучиванию и сдаче хоровых партий в онлайн режиме в виде видеозвонка, видеоконференции по WhatsApp, на платформе для обучения музыке Tonara, Zoom Meetings или Skype.
  4. Получай удовольствие от того, что делаешь. Совершенствуйся. Улучшай свое исполнение до уровня, который будет нравиться в первую очередь тебе и, конечно, твоим слушателям.
  5. Исполни выразительно и запиши выученную партию в формате видеофайла mp4. Посмотри, как двигаются известные исполнители в кадре. На их мимику, выражение лица. Умение артистично себя подать. Выбери нейтральное место дома, фон для записи. Подумай о том, чтобы в кадр не попало ничего лишнего. Приготовься не только морально и технически, но и продумай свой внешний вид – посоветуйся с преподавателем.
  6. Обменивайся проектами через интернет. Приглашай людей помузицировать с тобой. Попробуй поджемить с друзьями в рамках онлайн-сессий. Заниматься музыкой с другими людьми не просто весело, это еще и полезно. Ведь никогда точно не знаешь, к каким результатам приведет ваше совместное творчество.
  7. Слушай известных исполнителей. Тренируй силу воли и помни про оптимизм.