Теоретический отдел

Руководитель отдела
Авдеева Мария Алексеевна (хор, сольфеджио)
Преподаватели:


Наша история

"Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать", – размышления Д.Д.Шостаковича могут стать эпиграфом к истории теоретического отдела нашей школы.

Традиции преподавания теоретических предметов в отечественной системе музыкального образования сложились в 30-е годы ХХ века при участии профессоров Московской консерватории В.Фермана (музыкальная литература), А.Агажанова, Б.Алексеева, Д.Блюма, Е.Давыдовой, Т.Мюллера, A.Островского, И.Способина. Значимость изучения подчеркивали выдающиеся музыканты-педагоги. Так, Г.Г.Нейгауз пишет: "Прежде чем начать учиться на каком-либо инструменте, обучающийся, будь то ребенок, отрок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом".

Создание теоретического отдела нашей школы связано с именами замечательных педагогов, много лет посвятивших педагогике, любивших свой предмет и своих учащихся – Марии Романовны Левиной, Светланы Ипполитовны Головановой и Розы Давыдовны Ромм.

Мария Романовна проработала более 55 лет педагогом по сольфеджио и музыкальной литературе, была заведующей теоретическим отделом. Когда нашей школе было присвоено имя А.Н.Александрова, она стала одним из создателей музея, в котором собраны фотографии, книги, альбомы, рассказывающие о жизни и творческой деятельности композитора. В воспоминаниях учеников, влюбленных в ее предмет, многие из которых выбрали теорию и историю музыки своей профессией, Мария Романовна осталась как: "Человек удивительной энергии, интеллигентности, преданности своему делу. Самые яркие и прочные знания в области истории музыки я вынесла именно с её уроков. Уроки музлитературы в исполнении Марии Романовны помнятся до сих пор... Всех учеников своих она очень любила, отслеживала их судьбы, всегда откликалась на любую проблему и старалась помочь".

Светлана Ипполитовна Голованова более 50 лет была преподавателем сольфеджио и общего фортепиано. Творческий поиск и увлеченность предметом воплотились в создание авторских пособий. Светлана Ипполитовна придумала свои "объяснялки" - таблицы по теории музыки и сольфеджио в помощь учащимся по каждому году обучения, на двух листах собрав и понятно объяснив изучаемый в различные периоды материал. Интересные сборники по фортепиано, составленные Светланой Ипполитовной, изданы в репертуарной серии для музыкальных школ.

Яркая страница в истории теоретического отдела связана с именем Розы Давыдовны Ромм. Роза Давыдовна, заслуженный деятель искусств, композитор, выпускница Московской консерватории по классу композиции В.Я.Шебалина, автор значительного числа произведений в самых разных жанрах, в 60-е годы работала в нашей школе, с радостью делясь своим опытом и знаниями с молодыми педагогами, чутко направляя и подсказывая. Создала пособия для детских музыкальных школ "Музыкальная грамота в форме заданий и вопросов к нотным примерам" (1966), "Изучение тональностей в детских музыкальных школах" (1970). Ряд её произведений предназначен для исполнения детьми, как, например, "Сюита игр для хора, фортепиано и ударных" (1970).

Несколько лет работали на теоретическом отделе Бурунова Елена Михайловна, Фукс Зоя Михайловна, Мясоедова Татьяна Николаевна.

Важная веха в истории теоретического отдела и в истории нашей школы связана с деятельностью Владимира Михайловича Блока – ученика А.Н.Александрова, преподавателя школы по классу композиции, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Благодаря Владимиру Михайловичу наша школа приобрела имя А.Н.Александрова.

Уроки сочинения под чутким руководством Владимира Михайловича, очень доброго и общительного, помогли начинающим музыкантам почувствовать волшебство музыкальных звуков через создание собственных образов, обогатить их внутренний мир.

Владимир Михайлович очень любил детей, понимал и уважал их. Давно известно, что создание хорошей музыки для подрастающего поколения требует особого таланта. В.М.Блок несомненно обладал им в полной мере – его детские произведения пронизаны мягким и добрым юмором, они написаны искренне и тепло. Юным артистам эта музыка близка и понятна, они исполняют её с неизменным удовольствием.

Многие ученики теоретического отдела стали профессиональными музыкантами. Так в родную школу после окончания Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского возвращается Наталья Викторовна Бойцова (общий период работы в школе с 1994 г. по 2016 г.), преподает в Гнесинском музыкальном училище, занимается научной деятельностью, разрабатывает курс предмета "Музыкальное содержание" в соавторстве с профессором В.Н. Холоповой, Е.М.Акишиной. Великолепное владение фортепиано, колоссальная эрудиция, яркая эмоциональность и влюбленность в предмет музыкальной литературы – все это делало занятия Натальи Викторовны удивительно живыми и интересными.

Более 50 лет работает на теоретическом отделе Вера Владимировна Самохвалова. Вера Владимировна родилась в семье музыкантов. Папа – Попонов Владимир Борисович много лет проработал концертмейстером в оркестре Н.П.Осипова, автор пособия по игре на домре. Дочь закончила Центральную музыкальную школу по классу фортепиано. Так сложилось, что дальнейшее образование Вера Владимировна продолжила в стенах Московской консерватории уже на дирижерско-хоровом отделении. Именно тогда и начались первые педагогические поиски в области детского музыкального образования. Многолетние занятия с хором, многообразный репертуар и интересную концертную деятельность творчески совмещала с преподаванием сольфеджио и дошкольникам, и выпускникам. Уроки Веры Владимировны неизменно сопровождаются яркими и вдохновенными фортепианными иллюстрациями, помогающими ученикам увидеть и почувствовать связь предмета с миром музыкальной культуры. Среди выпускников, ставших профессиональными музыкантами, Вера Владимировна с особой любовью называет Ольгу Ординарцеву, недавнюю ученицу нашей школы, а теперь уже выпускницу Московской консерватории, преподавателя теоретических дисциплин, яркого музыкального журналиста, ведущего рубрику в газете "Российский музыкант".

Любимый предмет, в котором каждый ребенок может раскрыть свой музыкальный и эмоциональный мир – это хор старших классов, которым руководит Лариса Ивановна Ильина, заведующая теоретическим отделом, заслуженный работник Российской Федерации. Лариса Ивановна много лет была профессором Московского государственного музыкально-педагогического института имени М.М.Ипполитова-Иванова, руководителем кафедры дирижерско-хорового факультета, участвовала в разработке методик детского музыкального воспитания. Но непосредственная творческая работа с хором была всегда ее любимым делом. Лариса Ивановна своей любовью к хоровому искусству вдохновляет учащихся школы на музыкальное самовыражение, дарит радость совместного творчества, открывает глубины музыкального исполнительства в составе вокально-хорового ансамбля. Дети выступают в концертах школы, в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных.

Привезенцева Елена Валерьевна, наш хормейстер – была студенткой Ларисы Ивановны Ильиной в МГПИ им.М.М.Ипполитова-Иванова. Именно по её рекомендации Елена Валерьевна, еще будучи старшекурсницей, пришла работать в нашу музыкальную школу. Лариса Ивановна чутко помогала совершенствоваться молодому специалисту в искусстве работы с хором.

Волшебница, знакомящая самых маленьких учеников нашей школой с миром музыки, Людмила Митрофановна Маргасюк ведёт авторский курс дошкольных занятий "Шаг за шагом". Базовые предметы ритмика, хор и сольфеджио постигаются через волшебство сказки, стихи, музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах и инсценировки-импровизации. Каждый урок – новое увлекательное путешествие, которое продолжается и в школьных группах по сольфеджио.

Людмила Митрофановна – выпускница Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, преподаватель теоретического отделения Академического музыкального училища при МГК им.П.И.Чайковского.

Добрый наставник и учитель младшего хора Наталья Валентиновна Тарарацкая, выпускница Государственного музыкально-педагогического института имени М.М.Ипполитова-Иванова, параллельно с педагогической деятельностью занимается и научным музыковедением. Недавно успешно прошла защита её кандидатской диссертации, посвященной изучению колокольных традиций. Дети в составе хора и вокального ансамбля выступают в концертном зале Администрации Президента Российской Федерации, Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры "Центральный музей Великой Отечественной войны" на Поклонной горе, Музее-панораме "Бородинская битва", в детских школах искусств. Призвание хормейстера Наталья Валентиновна сочетает с преподаванием сольфеджио, помогая полюбить ребятам этот сложный, но такой важный предмет. На занятиях по сольфеджио внедряются современные педагогические технологии, используется интерактивная электронная доска.

После Н.В.Бойцовой предметы музыкальная литература и слушание музыки преподает Попова Татьяна Леонидовна, выпускница Российской Академии музыки имени Гнесиных. Ее занятия насыщены проектной деятельностью учащихся, используется игровой метод обучения с применением мультимедийных технологий (демонстрацией аудио- и видеоматериалов).

Выпускники нашей школы, избравшие историю и теорию музыки своей специальностью, закончили Московскую консерваторию: Софья Максимова является проректором по учебной и организационно-методической работе Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма; Тирдатова Марина – старший преподаватель по истории музыки и фортепиано в Государственном Институте кинематографии; Викторова Наталья – комментатор отдела Культуры радиовещания на зарубежные страны ("Голос России"); Людмила Богуславская – зам. директора Государственного Российского Дома народного творчества; Екатерина Денисова – преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы в Париже, композиторы Виктор Семенов и Константин Уманский.

Созвучны преподавателям теоретического отдела слова философа Платона о том, что цель музыкального воспитания – "делать человека прекрасным и хорошим... В этом главнейшее воспитательное значение мусического искусства: оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее её затрагивает, ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека".

Наша история - преподаватели

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы

Предметная область "Теория и история музыки" - дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы по учебным предметам
Сольфеджио
Музыкальная литература
Слушание музыки
Хоровой класс
Элементарная теория музыки
Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы

Аннотации к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам для учащихся 2 - 3 классов

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ
в области искусств для учащихся 2, 3 классов

Аннотации к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам для учащихся 4 - 7 классов

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств
для учащихся 4 – 7 классов
Предметная область "Теория и история музыки" - дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы по учебным предметам
Сольфеджио
Музыкальная литература
Хоровой класс
Вокально-хоровой ансамбль (срок реализации 3 (4) года);
для учащихся 4 - 5 (4 - 7) классов