Педагогическая конференция струнного отдела «Практика использования достижений отечественной педагогики на уроках специальности»

15 января 2021

15 января 2021 г. в 11.00

Время проведения — 2 часа.

Формат проведения — дистанционно, с использованием платформы Zoom.


План проведения:

1. Обзорная лекция «Педагогика, методики творческого образования и их применение на уроках специальности. Обзор практик В.Сухомлинского, Я.Корчака, Ю.Гиппенрейтер, Р.Штайнера, М.Монтессори, Г.Альтшуллера». (Преподаватель Светлана Борисовна Пильчена)

2. «Петр Францевич Лесгафт. Классификация нравственных типов учащихся, или «Школьный тип» (Учащаяся 8 класса Эмилия Гуржеянц, класс преподавателя С.Б. Пильченой)

3. «Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. К.Флеш, Л.Ауэр, Ю.Янкелевич, В.Григорьев, С.Мильтонян». (Преподаватель Екатерина Владимировна Васильева)

4. «Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики.  Ю.Янкелевич, В.Григорьев, С.Мильтонян». (Преподаватель Владимир Александрович Семянников)

5. «Вопросы арфового исполнительства и педагогики. В.Дулова, Н.Парфенов, М.Рубин, К.Эрдели». (Преподаватель Екатерина Викторовна Карева)

6. «Творческий портрет В.Г. Дуловой. (Учащаяся 7 класса Елизавета Ткач, класс преподавателя Е.В. Каревой)

7. «Вопросы виолончельного исполнительства и педагогики.  Ж.Бреваль, Ж.Дюпор, Б.Ромберг, К.Давыдов, С.Козолупов, Р.Сапожников». (Преподаватель Александра Ивановна Михайлова)

Заключительная часть конференции:

Дискуссия «Инновационные подходы к работе на уроках по специальности. Программы, технологии, игры».

Итоги конференции:


parker4.jpgСама подготовка к выступлению была для меня невероятно интересной,так как, подбирая и изучая соответствующие материалы, я узнал об авторской методике Степана Аванесовича Мильтоняна, основанной на импровизации маленьких учеников, а также скрипичных занятиях в группе и, конечно, очень интересно было посмотреть конкретные приёмы работы с детьми на видео в ютубе.

Кроме того, я узнал много подробностей о методике обучения детей и студентов профессора МГК им. П.И.Чайковского Григорьева В.Ю. (1927-1997гг.). Его классификация психологических типов педагогов, способах их работы, подробности работы Л.Ауэра, А.И.Ямпольского, Ю.И.Янкелевича, а также японского профессора Томми Унно стали настоящим откровением для меня.

Искренне надеюсь, что подобные конференции будут проходить на струнном отделе чаще и будут не менее интересными.

В процессе конференции, слушая сообщения моих коллег, я ещё раз убедился в правильности психологических приёмов Л.Ауэра, А.И.Ямпольского и Ю.И.Янкелевича.

Обзор педагогического наследия В. А Сухомлинского, Я. Корчака, Ю. Гиппенрейтер, Р. Штайнера, М.Монтессори и Г. Альтшуллера с его «Теорией решения изобретательских задач», о которых говорила заведующая струнным отделом Пильчена С.Б. В обзорной лекции «Педагогика, методики творческого образования и их применение на уроках специальности. Обзор практик В.Сухомлинского, Я.Корчака, Ю.Гиппенрейтер, Р.Штайнера, М.Монтессори, Г.Альтшуллера», стал подтверждением основных педагогических приемов выдающихся скрипичных педагогов.

У меня сразу возникло желание прочитать про этих людей и их методики наиболее подробно!

Однако наибольшее впечатление на меня произвело сообщение Васильевой Е.В. «Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. К.Флеш, Л.Ауэр» о преподавательской деятельности Л.Ауэра и его знаменитой книге «Моя школа игры на скрипке», которую я очень люблю, читал несколько раз и, находясь под большим впечатлением от доклада, обязательно перечитаю ещё раз в ближайшее время.

Преподаватель В.А.Семянников



parker4.jpgПрослушав доклад преподавателя Владимира Александровича Семянникова «Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. Ю.Янкелевич, В.Григорьев, С.Мильтонян», я пришла к выводу, что идея организации специализированных педагогических конференций является важной составной частью профессионального развития преподавателя, позволяя взглянуть на знакомые проблемы под другим углом зрения. Читая методическую литературу, мы опираемся на свой собственный опыт, но слушая прочтение своих коллег, мы имеем шанс обратиться к тем же вопросам совершенно с другой стороны, мы слышим не только обзор практик великих педагогов, мы слышим эти достижения в преломлении педагогической практики самого докладчика, использующего их в своей работе, отсюда эта информация становится еще более интересной и ценной. Обратившись к педагогическому наследию С.А. Мильтоняна, его книге «Педагогика гармоничного развития», Владимир Александрович сделал очень точные и значительные сравнения с достижениями других педагогов.

Очень интересным стал для меня этот обзор практик выдающихся педагогов отечественной исполнительской школы.

Преподаватель Е.В.Васильева



parker4.jpgНа меня произвёл впечатление доклад Екатерины Владимировны Васильевой «Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. К.Флеш, Л.Ауэр» , потому что в нём были отражены важные для любого скрипача моменты и полезная лично для меня информация. Екатерина Владимировна рассказала о скрипичном исполнительстве и педагогике Леопольда Ауэра и Карла Флеша. Особенно интересно было услышать о принципах и методиках их работы с учениками. Мне показалось важной и ценной информация, что для Л.Ауэра забота о сохранении индивидуальности ученика является наиважнейшей. Я тоже придерживаюсь этого мнения и считаю неправильным заставлять ученика слепо выполнять все требования преподавателя, необходимо участвовать в процессе вместе. К.Флеш впечатляет количеством трудов, которые он написал. Свои педагогические принципы, наблюдения, исполнительские заметки К.Флеш отображал в научных методических сборниках, сыгравших огромную роль в становлении и развитии струнно-смычковой школы. Им были написаны: «Основные упражнения», «Система гамм», «Проблема звучания в скрипичной игре», научные статьи и мемуары («Воспоминания скрипача»). Но основным, самым «капитальным» трудом К. Флеша, давшим ему мировую известность, стало двухтомное методическое пособие «Искусство скрипичной игры». Важнейшим инструктивным материалом для учащихся и уже сформировавшихся исполнителей К. Флеш считал гаммы. Не поспоришь. Как правило, ученики не любят заниматься гаммами, но это необходимо. Рекомендую всем преподавателям и их ученикам уделять гаммам и этюдам больше внимания.

Лично для меня подготовка к конференции явилась очередной ступенькой в повышении профессионального мастерства, так просто читать о наследии своих великих предшественников никогда не получается. Незаметно для себя погружаешься в подробности творческой жизни замечательных педагогов и это затягивает надолго — начинаешь размышлять, сравнивать, пересматривать свои собственные наработки. Использование методик педагогов, казалось бы, ничего общего не имеющих с практикой обучения музыкантов, не только расширяет возможности достижения наилучших результатов, но и предоставляет широкий инструментарий педагогических средств.

Преподаватель С.Б.Пильчена


parker4.jpgНа педагогической онлайн-конференции «Практика использования достижений отечественной педагогики на уроках специальности» мне понравилось выступление Михайловой Александры Ивановны «Вопросы виолончельного исполнительства и педагогики. Ж.Бреваль, Ж.Дюпор, Б.Ромберг, К.Давыдов, С.Козолупов, Р.Сапожников» , преподавателя виолончели. Она кратко рассказала о методических трудах основных виолончельных школ Франции, Германии и России на рубеже 18 и 19вв. Ее выступление сопровождалось видео-презентацией. Александра Ивановна рассказала о главных достоинствах Школ Ж.Бреваля, Ж.Дюпора, Б.Ромберга, К.Давыдова, С.Козолупова и Р.Сапожникова, методики которых остаются актуальными и в современной виолончельной практике.

Насыщенным и интересным была видеопрезентация учащейся 8 класса, (класс преподавателя Пильченой С.Б.) «Петр Францевич Лесгафт. Классификация нравственных типов учащихся, или «Школьный тип» . Разработанная Лесгафтом чёткая методика определения нравственного типа учащегося и возможность развития положительных черт характера еще раз наглядно продемонстрировали, что наши действия сегодня формируют личность ребёнка в будущем, его поступки и отношение к окружающему миру.

Во время подготовки к конференции с большим удовольствием прочитала давно подзабытые книги о великих арфистках! Сравнила в очередной раз их методики, выделила для себя важные моменты .

Преподаватель Е.В.Карева

parker4.jpgПрозвучал интересный доклад Е.В.Каревой «Вопросы арфового исполнительства и педагогики. В.Дулова, Н.Парфенов, М.Рубин, К.Эрдели» об известных преподавателях, арфистах,основателях русской арфовой школы. Узнали много интересных моментов в методике их преподавания.

Также был познавательным доклад ученицы Ткач Елизаветы о творческом портрете Веры Дуловой. Мы узнали многое из жизни великой арфистки.

Процесс подготовки к онлайн-конференции «Практика использования достижений отечественной педагогики на уроках специальности» помог закрепить мои познания в методике обучения игре на виолончели. Я готовила материал на тему «Вопросы виолончельного исполнительства и педагогики. Ж.Бреваль, Ж.Дюпор, Б.Ромберг, К.Давыдов, С.Козолупов, Р.Сапожников». Интересно было узнать, как ученики каждого из представителей Школ развивали и вносили что-то новое в методику игре на виолончели. Удивительно, что педагогические принципы виолончелистов Франции и Германии и других европейских стран конца 17-18вв. легли в основу педагогической деятельности целых поколений музыкантов.

Преподаватель А.И.Михайлова

15.01.2021_струн_отдел4.jpg