Блок Владимир Михайлович

Мадянов В.А.

Глава 16-я из книги "Большой концерт в госпитале ветеранов" (Волгоград, "Экспресс-печать", 2013 г.).

ПАМЯТИ В.М.БЛОКА      

Я решил посвятить отдельную главу памяти благороднейшего человека, с которым мне выпало счастье общаться в годы работы в ОНМЦ. Это наш московский покровитель, представитель Всероссийского Центра народного творчества им. Н.К.Крупской Владимир Михайлович Блок.

Точную дату нашего первого знакомства с Владимиром Михайловичем вспомнить затрудняюсь. Судя по имеющимся автографам,  мы познакомились в начале 80-х годов. Это было время моего активного сотрудничества с хором ветеранов ОАО «Химпром». Название этого коллектива было неудачным. Что это был за хор? В нем пели те самые женщины, которые представляли музыкальный Сталинград на Фестивале в Москве, посвященном Победе в 1945 году и фотографировались в Большом зале Московской консерватории (см. фото на стр. 5 этой книги). Тогда это были 15-20-тилетние девчонки. Прошло время. Они вышли замуж, вырастили детей, а из-за вредности производства в 45 лет стали пенсионерами. И их снова потянуло в хор. И всю свою еще не растраченную энергию они отдавали хору своей молодости. Участница хора Александра Яковлевна Колчева написала стихи о той дорожке, по которой в войну эти она и ее подруги бегали из бараков поселка «Химгородок» на завод, и попросила меня написать песню. Песня под названием «Дороженька» стала гимном этого хора, все концертные выступления коллектива  заканчивались этой моей песней. В 1982 году на ВДНХ (выставке достижений народного хозяйства) несколько месяцев проходили Дни культуры Волгоградской области. Вспоминаю, с каким успехом выступал хор на выставке (я ездил с хором как администратор и ведущий концертов), и как удивлялись московские режиссеры, что есть такой коллектив, который «им усилил программу» (привожу цитату дословно). Концерт проходил 28 июня, когда по всей стране отмечался День советской молодежи. Вот фотография, сделанная на ВДНХ в тот день.

Это был год 60-летия образования СССР, и этой дате был посвящен областной конкурс патриотической музыки. Из многих фотографий выберу одну, сделанную во время выступления хора на конкурсе.

       Как член жюри

Владимир Михайлович подарил этим женщинам свой  автограф на программке конкурсного концерта.

Этот автограф Владимира Михайловича – один из первых в моей коллекции.

В Волгоград Владимир Михайлович приезжал часто и в один из приездов подарил мне свой сборник песен «Снежный свет». Автор симфонических, оркестровых, хоровых произведений в разных жанрах на этот раз представил свое песенное творчество. Вот обложка и автограф на подаренном сборнике.

Вступительное слово к сборнику написал один из классиков советской песни Ян Френкель, и я приведу его здесь.

В том году у меня был большой выпуск в школе, и я набирал первый класс. Еще с начала учебного я запланировал проведение концерта для родителей, посвященного 8 марта. Из сборника «Снежный свет» я выбрал песню «Вьется речка», мелодию которой, как сказано в сноске, сочинила дочь композитора Катя Блок. Вот страница из сборника с этой песней (без фортепианного  вступления).

ВЬЕТСЯ РЕЧКА   (сл. Б.Дубровина)

Тональность песни  ля минор, но в конце мелодия опускается в малую октаву. Для  детей эти ноты слишком низкие и плохо звучат. Поэтому я, особенно не задумываясь о понятии «авторские права», с которыми был плохо знаком тогда, изменил каденцию так, чтобы мелодия заканчивалась октавой выше.
Наконец,  наступил день нашего праздника для  мам. В числе многих  песен и про мам, и про пап в программе была и песня «Вьется речка». И так получилось, что на этом нашем концерте смог побывать Владимир Михайлович. Конечно, он выступил, похвалил детей, и перед все залом произнес: «Сегодня мне Владимир Александрович преподал урок…». Я уже и забыл про эту каденцию, но мне, покрасневшему и побелевшему, ничего не оставалось, как понять Владимира Михайловича в том смысле, что я был прав. Вот так благополучно закончилась моя вольность в отношении мелодии песни «Вьется речка». 
Побывав в нашей школе, Владимир Михайлович подарил ей свой сборник пьес для фортепиано «Игрушки». Вот еще обложка и авт

В предисловии к сборнику, написанным известным советским композитором Романом Леденевым, приведен портрет В.Блока и  названы выдающиеся педагоги, у которых он учился в Московской консерватории.  По композиции его учителями были Анатолий Александров и В.Я.Шебалин. По классу фортепиано учился у Эмиля Гилельса. Закончив консерваторию  в1957году, продолжил учебу в аспирантуре по теории музыки (у Л.Мазеля) и композиции (у А.С.Баласаняна). Темой его кандидатской диссертации стал «Метод творческой работы Прокофьева».

Эта диссертация положила начало многочисленным исследованиям творчества крупнейшего советского композитора Сергея Прокофьева. Во время своих приездов в Волгоград Владимир Михайлович подарил мне четыре монографии по творчеству корифея советской музыки, в том числе и первое его исследование, за которое он получил ученую степень кандидата искусствоведения. Приведу здесь автограф автора на титульном листе.

В этой моей книге я рассказывал о Фестивале композиторов-любителей России, проходившем в Волгограде, и где у меня была последняя возможность общаться с Владимиром Михайловичем. Заключительный концерт Фестиваля, высоко оцененного нашим московским опекуном, проходил 1 декабря 1991 года. А 1 января следующего года все мы очутились в другой стране. Научный  центр народного творчества был переименован в производственный. В классе, где много лет проводил свои семинарские занятия Владимир Михайлович, была открыта мастерская по ремонту телевизоров. В костер полетели ценнейшие рукописи, уникальные записфольклорных коллективов области. Не помню, чтобы Владимир Михайлович еще хотя бы раз приезжал в Волгоград. Но наша переписка не прекращалась. Владимир Михайлович продолжал активную научную, редакторскую, исследовательскую, издательскую  деятельность. Помню, что по его просьбе я купил в Волгограде и передал в Москву через сына подготовленное им исследование по творчеству венгерского композитора Золтана Кодая, за что Владимир Михайлович был мне очень благодарен (в Москве этот уникальный материал приобрести было невозможно – его просто смели с книжных полок).

Я бережно храню письма, которые получал от этого человека. На одном из последних стоит дата: 2.2.94. Хочу привести его здесь полностью.  

Это письмо было вложено в  присланную  мне Владимиром Михайловичем бандероль, где лежали  два экземпляра завершенной и отредактированной им  Сонаты для фортепиано  е - moll - одного из ранних сочинений  А.Скрябина.  Дата издания – 1993 год. Советского Союза уже не было, издательство уже не называлось «Советский композитор», а называлось просто «Композитор». К сожалению, ни в одном академическом справочнике, включая Википедию и другие интернетные издания, эта работа В.М.Блока не упоминается,  хотя как никакая другая, по моему мнению, она дает представление о нем как выдающемся исследователе, текстоведе и ученом. Может быть, эта моя книга поможет устранить этот досадный пробел, поэтому я опубликую здесь фото обложки, титульный лист и выходные данные издания. К сожалению, на титульном листе самым мелким шрифтом на печатано самое существенное: завершение и редакция В.М.Блока.

  

Может быть,  не всем читателям понятна дарственная надпись на титульном листе. Без юмора письма, которые я получал от Владимира Михайловича никогда не обходились. И в этой надписи он обыгрывает свою фамилию. Блок Мадяновых – это мы с женой Тамарой Викторовной. Люди старшего возраста помнят то время, когда в ходу была фраза: «Блок коммунистов и беспартийных». Ну, а блок Блоков – это семья Владимира Михайловича.

А теперь  – о самом издании сонаты.
Оно  открывается вступлением, которое здесь приведу.


Дальше идет большое вступление «От редактора», в котором подробно описана трудная судьба этого сочинения А.Скрябина. Оно  долгие годы было недоступным для профессиональных исполнителей. Издавалась лишь только третья часть сонаты.  Я помещу здесь небольшой заключительный фрагмент этого вступления, чтобы читатели почувствовали, с какой кропотливостью, вниманием к мельчайшим деталям выполнялась эта редакторская работа.

Обратите внимание: Эта  работа посвящена  памяти Эмиля Гилельса. С именем этого великого пианиста, у которого В.Блок учился в Московской консерватории, связано дело, которому Владимир Михайлович отдал много сил в последние годы своей жизни.
Эмиль Гилельс очень любил скандинавскую страну Норвегию и музыку композитора, прославившего свою родину – Эдварда Грига. Эту любовь он передал и своему ученику. Усилиями Владимира Михайловича  в Москве было создано «Общество Эдварда Грига», ставившее целью пропаганду музыки норвежского классика и других норвежских композиторов, организацию концертных выступлений норвежских исполнителей.

Презентация общества прошла в  Москве 24 мая 1993 года. В концерте принимала участие Ирина Архипова, студенты и преподаватели Московской консерватории и РАМ имени Гнесиных. Уже в первые годы его работы совместно с обществом венгерской музыки и педагогики были проведены несколько научных конференций, в которых приняли участие крупнейшие музыковеды, педагоги, исполнители

К сожалению, у нас с Владимиром Михайловичем никогда не было возможности общаться в неформальной обстановке, без галстуков. На последнем письме, которое я получил от него стоит дата 16 февраля 1994 года. Это была копия обращения, которое он послал в наше областное управление культуры по своей доброй воле. Вот эта копия. Ее Владимир Михайлович подписал как член международного скрябинского общества, общества Золтана Кодая и сопредседатель общества Эдварда Грига (вторым сопредседателем был пианист М.Воскресенский).

О том, как к этому письму отнеслись в управлении культуры, мне ничего неизвестно. Не думаю, чтобы В.М.Блоку кто-нибудь посылал ответное письмо с благодарностью за его хлопоты.

 Безвременная смерть Владимира Михайловича, о которой я узнал от Юрия Петровича Баранова, была для меня совершенно неожиданной и нелепой. Не знаю никаких подробностей, связанных с его таким ранним уходом из жизни в августе 1996 года. Совсем недавно в Интернете нашел много интересного о дальнейшей жизни Общества Эдварда Грига. После смерти мужа деятельность общества возглавила вдова композитора Валерия Алексеевна Блок. Эта деятельность приобрела новые формы. В Москве музыкальная школа № 54 получила звание «Школа имени Эдварда Грига» (о чем мечтал Владимир Михайлович). В 2011 году усилиями Валерии Алексеевны и ее сподвижников было открыто «Общество Чайковского в Осло». Успешно прошла презентация книги «В стране троллей». Группа молодых исполнителей общества во многих городах России и Норвегии выступила с исполнением сочинений ранее мало кому известного норвежского композитора Кристиана Синдинга.

Владимир Михайлович умер 16 лет назад. С какой радостью я нашел в Интернете информацию о Вечере памяти, который был проведен 21 апреля 2012 года. Это – год, когда композитору исполнилось бы 80 лет.  Вот фрагмент афиши.

На этой же странице в Интернете опубликована полная программа концерта с подробными сведениями обо всех исполнителях. Чем же начинался этот концерт? Каким произведением? В программе были обозначены два автора: В.Блок и Екатерина Блок. Песня « Вьется речка»! Та самая, на стихи Бориса Дубровина, которую мои первоклассники пели в присутствии Владимира Михайловича 30 лет назад!

Вечер памяти

Заслуженного деятеля искусств России, композитора,

пианиста, журналиста, кандидата наук

Владимира Михайловича Блока

21 апреля 2012

1. В.Блок                                   «Вьется речка»

      Екатерина Блок

      Слова Б.Дубровина

2. В.Блок                                     «Матрешки»

            Слова Б.Дубровина

3. Г.Г.Перселл                                  «Sound the trumpet»

4. Литовская нар.  Песня               «Ой, ты, мой дубочек»

       обр. Венцкиса  

5. Эмили Крокер                              «Gloria, alleluia»

                                                         Исп. Концертный хор школы №79

                                                         Руководит.  хора Заслуженный работник культуры РФ               

Шевченко Т.В.

                      Хормейстер Ходзинская М.М.

                                                                Концертмейстер Почетный работник города Москвы                                                      Савченко Г.

      (Всего же в программе концерта  я насчитал 26 произведений)

Пока эта моя книга существует в электронном виде. Если мне удастся ее напечатать, экземпляр я обязательно пошлю Валерии Алексеевне Блок. Представляю, сколько у нее было хлопот с организацией  концерта памяти мужа. Мне хочется ей сказать, что в Волгограде есть люди, которые помнят Владимира Михайловича, ценят все то, что он делал во благо музыкальной жизни нашего региона.

 Светлая Вам память, Владимир Михайлович.

Ссылка на источник:

http://www.flok-print.ru/blok.php


СВЕТЛЕЙШИЙ

Владимир Михайлович Блок родился в 1932 году, а покинул нас в 1996 году. Те, кто знает историю нашей страны, понимает, какие сложные периоды пришлись на его жизнь. От кровавых преступных репрессий, разрушительной войны до хаоса девяностых. Но ни один из этих сгустков исторической тьмы не оставил в его светлейшей личности ни пятнышка. Величина и объём таких фигур, как Блок, не всегда видна при жизни. Да и сам он был катастрофически лишён тщеславия. Вероятно, оно было слишком пошлым для его идеально устроенной, гармоничной личности.

Он любил музыку истово, во всех её проявлениях. Его собственные сочинения, особенно музыка для детей, не только хороши, но и носят удивительно полезный для тех, кто обучается композиции, характер. Его ярчайшая индивидуальность сочеталась с образцовым владением композиторской техникой, разнообразием приёмов. Он внимательно изучал фольклор России, наслаждался его ладовой индивидуальностью, умело вплетал его в свои академические сочинения.

Почти уже общим местом стало говорить о его общественной деятельности. Его ценят в Норвегии за инициативу создания общества Грига в России и Норвегии, его ученическая преданность своему учителю Анатолий Александрову позволила присвоить 13 - ой детской музыкальной школе имя выдающегося композитора, более того, немногие уже помнят, что кампанию по переименованию станции метро Шербаковская в Алексеевскую начинал именно Блок. А сколько он проводил концертов, лекториев, как он горел просвещением. Сейчас таких людей, таких бескорыстных энтузиастов катастрофически не хватает. Ведь что главное в просвещении? Это умение увлечь.

Прошло уже 35 лет, а я как сейчас помню его походку, высокую фигуру, потёртый портфель. Я занимался у него на факультативе композиции, и он увлёк меня сочинительством невероятно. Он приходил в класс, доставал ноты Бартока, Прокофьёва, Де Фалья и такт за таком разбирал с нами, как сделаны их пьесы. Это было удивительным приключением. Потом мы показывали ему, что сочинили сами. Он смотрел на всё это невероятно благожелательно, делал тончайшие замечания, пытаясь внедрить в нас почти на клеточном уровне чувство формы и органичности музыкального языка. Если бы не он, я бы никогда не надумал поступать в Гнесинское училище. Он подарил мне бездну счастья. Ведь быть   рядом с великой музыкой, это счастье, равного которому не найдёшь.

Очень радует, что в музыкальной школе им. Ан. Александрова, где сейчас учится мой сын Володя, чтят Владимира Михайловича, проводят фестивали его памяти, активно насыщают репертуар учеников его произведениями и произведениями его учителя Анатолия Александрова. Это лучшая память, память творчества.

Максим Замшев,
выпускник ДМШ № 13 1989 года.