Концерт «Ф.М. Достоевский и музыка. К 200 летию со дня рождения»

24 октября 2021

24 октября 2021 г. в 12.00 часов в концертном зале Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Централизованная библиотечная система Западного административного округа"  Библиотеки 209 имени А.Н. Толстого (адрес проведения: г. Москва, Кутузовский проспект, д. 24) состоится литературно-музыкальная композиция "Ф.М .Достоевский и музыка, к 200-летию со дня рождения писателя".

Выступят учащиеся классов фортепиано преподавателей Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Н. Александрова" Елены Михайловны Рыбаковой, Ирины Александровны Осмаковой. В концерте примут участие выпускники школы, учащиеся средних классов.



Osmakova-Ribakova-Sokolova 08-16-10-21.jpg

ФОТОГАЛЕРЕЯ>>

Итоги проведения смотрите вместе с нами по ссылкам:
https://youtu.be/jxQvrxAE9L0

https://youtu.be/3ViBoUGaWuI

В программе творческого вечера прозвучат музыкальные произведения, а также поговорим о музыке, звучащей в романах и повестях Федора Михайловича Достоевского. Музыка — не только фон, но и духовная атмосфера, средство передачи мыслей и чувств героев. Она нередко образует единение с их душевным состоянием, входит в жизнь, неотделимо от улиц, домов, погребков, неба, от переживаний героев. Музыка – это то, что поднимается над жизнью, это образ красоты, недоступной человеку, она звучит, как контраст реальности.

Все знают его как великого русского писателя, но мало кому известно, что он был всерьёз увлечён музыкой.

«Признаюсь, иногда как будто нападает тоска… и вдруг слышите музыку. Бал, точно бал… в вас пробуждается желание чего-то, стремление» — несколько как будто случайно брошенных Ф.М.Достоевским фраз свидетельствуют о том, каким он был внимательным и чутким слушателем, и как глубоко понимал музыку.

Ф.М.Достоевский старался приходить на все бесплатные концерты, что устраивались в парках. И хоть ему не очень нравился репертуар подобных мероприятий, упустить возможность лишний раз прикоснуться к миру музыки Достоевский не мог.

В 1843 году в Петербурге открылась Итальянская опера, в ней пели выдающиеся исполнители с европейской славой, и Достоевский не пропускал ни одной премьеры. Особенно писателю нравилась опера.

Среди ранних произведений Достоевского есть неоконченный роман «Неточка Незванова». Один из героев Ефимов – скрипач. В его истории есть фантасмагорический мотив: некий загадочный скрипач-итальянец и его необыкновенная скрипка, намек на продажу души дьяволу... Это, конечно, отголосок легенд, связанных с Паганини. Ефимов считает себя гением, а свою несчастную, разбитую жизнь приписывает злой судьбе. Но вот в Петербург приезжает всемирно знаменитый скрипач, Ефимов слышит его игру и понимает, что для того, чтобы стать гением, мало виртуозно владеть инструментом:

«Истина ослепила его своим нестерпимым блеском, и что было ложь, стало ложью и для него самого. В последний час свой он услышал чудного гения, который рассказал ему его же самого и осудил его навсегда... В последний раз, в судорожном отчаянии, хотел он судить себя сам, осудить неумолимо и строго, как беспристрастный, бескорыстный судья; но ослабевший смычок его мог только слабо повторить последнюю музыкальную фразу гения».


Действие большей части одного из романов происходит в Павловске, где герои живут на дачах и ходят, как тогда говорили, на музыку. Музыка исполнялась в специальном концертном здании станции Царскосельской железной дороги. Это была очень престижная концертная площадка. Молодой Чайковский специально для павловских концертов сочинил «Характерные танцы», которые исполнил в августе 1865 года не кто иной, как Иоганн Штраус – это было первое публичное исполнение музыки Чайковского.

Достоевский слышал двух знаменитых скрипачей своего времени – норвежца Уле Булля и немца Генриха Вильгельма Эрнста. Есть предположение, что произведением, потрясшим героя Достоевского, стала «Элегия» Эрнста. 

Возможно Достоевский был на концертах, где в апреле 1843-го Гектор Берлиоз дважды дирижировал в Петербурге своей драматической симфонией «Ромео и Джульетта».

По воспоминаниям современников: «Ф.М. Достоевский очень любил музыку, он почти всегда что-нибудь про себя напевал и это лучше всего обозначало его хорошее настроение».

afisha-Rybakova-24-10-21.jpg